Как ехать по трассе, чтобы расход бензина был минимальным?
Владельцы автомобиля часто недоумевают: почему в руководстве по эксплуатации цифры расхода бензина на трассе и в городе указаны одни, а в реальности получается, что расход выше и значительно? Все очень просто: промышленные стандарты испытаний устарели во всем мире, что на руку производителю. В рекламных целях он записывает в руководство по эксплуатации те параметры, которые ему выгодны. Так что каждый водитель ищет сам, как экономить бензин при поездках на своей машине.
1 Что влияет на расход топлива?
Если свести в таблицу факторы, которые влияют на расход бензина при движении, получается примерно такая картина:
На этой диаграмме наглядно показано, что в основном расход топлива зависит от манеры вождения. Рваный ритм с резкими торможениями и разгонами существенно пожирает бензин. Включенная электрика и кондиционер тоже не прибавляют экономии. Но здесь учтены не все параметры, которые влияют на количество расходуемого бензина. Что еще виляет на расход:
- Тип трансмиссии. Автоматическая коробка съедает больше топлива в сравнении с механикой: от 1 до 2 литров на 100 километров. Тип автомата также влияет. Последние модификации 6- и 8-ступенчатых коробок намного экономичнее, чем старые 4-ступенчатые за счет коротких переключений между скоростями.
- Скорость на трассе. Чем выше скорость, тем выше сопротивление воздуха. Соответственно, и расход выше. При увеличении скорости с 50 до 100 км/ч сопротивление увеличивается не в 2 раза, как скорость, а в 8 раз.
- Тип и качество топлива. Не будем углубляться в физику, просто возьмем на заметку, что чем выше октановое число, тем быстрее и полнее сгорает топливо, и тем меньше его нужно для разгона. Фактически разница не очень большая примерно до 0,3–0,5 литров на 100 километров. Самое главное правило – использовать марку бензина, который указан в техпаспорте вашей машины. Повышать октановое число можно, но понижать не следует.
- Тип и объем двигателя. Бензиновый, дизельный, газовый, гибридный – у всех двигателей свои особенности, соответственно, и расход разный.
- Качество резины. У разных типов шин разное сцепление с дорогой.
- Загрузка автомобиля. Чем выше загрузка, тем больше масса, соответственно, тем выше расход. На трассу лучше брать поменьше пассажиров и не перегружать багажник.
- Расходники. Свечи, фильтры, масла – все эти расходные материалы влияют на потребление топлива. Если их своевременно не менять, появляется дополнительная нагрузка на двигатель. Замена воздушного фильтра сэкономит вам около 0,5 литра на 100 километров. Замена масла в двигателе – примерно столько же.
- Дополнительная нагрузка на генератор. Все включенные электроприборы вроде магнитолы, видеорегистратора и других электронных систем дают через генератор нагрузку на двигатель, что повышает общий расход топлива.
2 Как экономить бензин на трассе?
При всем многообразии влияний разных факторов на расход топлива есть правила, которые подходят для любого водителя, на каком бы автомобиле он ни ездил. Если их соблюдать, то экономия топлива будет реальной при поездках на дальние расстояния.
- Езда на самой высокой передаче с минимальной для нее скоростью. Это правило трудно реализовать на автоматической коробке передач. Расчеты на основании тестов от разных экспертов показывают, что основная экономия получается при скорости от 80 до 100 км/ч и оборотах двигателя 2–2,5 тыс./мин.
- Плавная езда без резких ускорений и торможений. Равномерная работа двигателя не создает пиковых нагрузок, при которых происходит основной перерасход.
- Движение в «воздушном кармане». Любая машина при движении создает за собой разряженное воздушное пространство. При движении следом сопротивление воздуха снижается и расход падает. Оптимальный вариант – это движение за фурой на расстоянии 25–30 метров.
- Для владельцев механики актуально движение накатом на длинных спусках. Для автоматических коробок такой способ вождения не подходит.
3 Наглядный пример экономии
Трасса Ярославль – Кострома – идеальный случай, чтобы проверить все советы по экономии бензина на трассе. Между городами расстояние 84 километра. Ее недавно расширили до 2 полос в одну сторону и везде создали обгонные полосы. Тест проводился на «Киа Рио» 2013 года с объемом двигателя 1,4 на 107 л/с. Коробка автомат 4 ступени. Машинка заправлялась 92 бензином, который указан в техпаспорте. Производитель заявляет расход на трассе 5,2 литра на 100 км. Поездка совершалась в дневное время по сухой трассе.
Во время движения в сторону Костромы применялся способ езды с обгонами и предельно допустимым скоростным режимом 110 км/ч. Время в пути составило 1 час 4 минуты. Было совершено 8 обгонов. В салоне работали магнитола, видеорегистратор и телефон с картой маршрута. Были включены фары и кондиционер. Расход бензина по бортовому компьютеру составил 6,9 литра на 100 километров.
На обратном пути средняя скорость была 95 км/ч. Время в пути – 1 час 20 минут. Не совершено ни одного обгона. Все гаджеты были отключены, так же, как и радио с кондиционером. Средний расход составил 5,4 литра на 100 километров.
То есть экономия составила 1,5 литра на 100 километров при потере времени 16 минут. Понятно, что экономя на одном, теряешь в другом.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что, если выполнять некоторые нехитрые правила, топливо на трассе сэкономить можно. Кроме этого, экономичная манера вождения более безопасна.