Toyota Sienna 2012: Летучий корабль
Содержание статьи
В конце прошлого века новый «вэн» Toyota Sienna пришел на смену необычного (но не особенно успешного) однообъемник Previa. С тех пор немало воды утекло, и с начала прошлого года с конвейера идет уже III поколение «Сиенны». А к 2012 модельному году автомобиль претерпел очередную модернизацию, — надо думать, к лучшему. Давайте посмотрим.
Дирижабль
Выглядит Sienna 2012 внушительно: солидный и где-то даже грузный автомобиль. И вместе с тем, не лишенный своеобразной элегантности: несомненно один из самых изящных среднегабаритных «вэнов». Стремительная хищная рыба – или же дирижабль, летучий и обтекаемый. У обновленного «вэна» и в самом деле отточенная аэродинамика: коэффициент сопротивления воздуха – от 0,308. Тем не менее, при немаленькой лобовой площади (около 2,9 м2) аэродинамический фактор приближается к 0,895. То есть, на добрые 30% хуже, например, чем у фольксвагеновского «Гольфа» (0,69) — удобная для отсчета «планка».
Модель 2012 года не прибавила в габаритах, а главный размер автомобиля (колесная база) остался без изменений. То есть, база по-прежнему велика, и Sienna 2012 выглядит изнутри еще внушительней, чем снаружи. Ни дать, ни взять — каюта дирижабля: 3 ряда сидений на 7 или 8 мест. Правда, потолок нависает над сиденьями 3-го ряда низковато для рослых пассажиров, и здесь лучше устраивать подростков. Иначе говоря, посадочная формула 2+3 (+3). Зато какое разнообразие конфигураций по числу фактически используемых посадочных мест и размерам грузового отсека – прямо-таки необозримое.
Так, в 7-местном исполнении во 2-м ряду два «капитанских» кресла, которые передвигаются по продольным полозкам как угодно далеко. Вплоть до упора в спинки передних сидений – и тогда посреди салона образуется дополнительный багажный отсек. А в опционном пакете Lounge Seating спинки индивидуальных сидений 2-го ряда откидываются назад – в спальную позицию. Как в салоне авиалайнера. Кроме того, под ноги выдвигаются удобные опоры, так что кое-кто из пассажиров «вэна» вполне может вздремнуть по дороге.
В салоне многочисленные «бардачки», карманы и отделения для мелочей. Кроме того, там раскиданы 10 «подстаканников» (12 в 8-местном исполнении!). По мелочи – и не только. Даже при полной посадке по местам остается немаленькое погрузочное пространство – 1105 л (EPA). Тогда как при складывании сидений 3-го ряда багажный отсек увеличивается до 2465 л. А если вынести 2-й и 3-й ряды из салона (такой вариант тоже предусмотрен), погрузочное пространство расширяется аж до 4250 л! Необозримые возможности перевозки не только пассажиров, но и разнообразной поклажи. Правда, если как следует загрузить «вэн», пружины задней подвески сильно просядут и правильная осанка автомобиля нарушится. Невыигрышно – по ряду обстоятельств. Так что не мешало бы комплектовать подвеску «Сиенны» (гидро)пневматическими упругими элементами – пусть хоть сзади. За доплату. Однако пока такой опции нет, — к сожалению.
Салон никогда не вызывал нареканий. Обновленный интерьер смотрится свежо и привлекательно, кругом отделочные материалы вполне приличного качества, а кнопки и переключатели управления бортовыми системами набраны из недешевого ассортимента. «Баранка» выставляется по углу наклона и вылету, а сиденье водителя регулируется по 6-и направлениям. (Сиденье переднего пассажира — только по 4-м). Причем в комплектациях побогаче предусмотрены электросервомеханизмы перестановки сидений; класс «премиум».
«Упакован» Sienna небедно – во всех исполнениях (L, LE, SE и XLE). Так, уже в базовой комплектации L числятся радио-стерео (CD/MP3) на 4 динамика, гарнитура Bluetooth, «климат-контроль» и 3 кондиционера (по зонам) с фильтрацией воздуха, «круиз-контроль» и стандартный «электропакет». А в исполнениях повыше рангом – не только 3-зональный «климат-контроль», но и электросервоприводы сдвижных боковых дверей, а также задней «калитки». Плюс навигация, мониторинг «слепых» зон BLIS и задний «парктроник». В списке опций классная «музыка» JBL на 10 динамиков (сабвуфер), кожаная обивка, передние сиденья с электроподогревом. И все такое – мало не покажется.
Для моделей Toyota Motor характерна передовая техника безопасности, и Sienna III не выпадает из фирменного русла. В салоне многочисленные «подушки» (в том числе коленная для водителя) и «шторки» на окна, 3-точечные пояса с преднатяжителями, «активные» подголовники и другие средства защиты. Предлагается также опционная PCS (Pre-Collision System — система предотвращения и смягчения последствий столкновения): миллиметровый радар просматривает пространство впереди, и если ДТП уже не избежать, автоматически принимаются защитные меры.
Тестирование «на удар» по методике EuroNCAP «вэн» Sienna никогда не проходил, но в испытаниях по американской программе IIHS автомобиль особо отмечен как Top Safety Pick (лучший выбор с точки зрения безопасности). Замечательный «вэн» — не только вместительный и практичный, но и с надежной защитой для водителя и пассажиров.
Вагончик тронется…
Разумно ли испытывать 8-местный «вэн» по той же программе, что и спорт-седан? Неясно, однако альтернатив не видно, так что поехали. На тест-драйв обозреватели вывели переднеприводный вариант Sienna в исполнении SE – с V-образной «шестеркой» 2GR-FE. И само собой, в паре с 6-скоростным гидромеханическим автоматом ECT-i (в комплектации SE принудительное управление с подрулевых переключателей). Причем версия SE отличается особой настройкой ходовой: пружины пожестче – и амортизаторы демпфируют плотнее. Неплохие предпосылки.
По полигону тест-экземпляр гоняли на резине Dunlop SP Sport размером 235/50R19 – в самый раз для «вэна». Прежде всего заезды на прямой: по приборным замерам, от нуля до 96,5 км/ч (60 миль) Sienna SE разогнался за 7,1 сек. Согласитесь, неслабо для «семейного» транспортного средства таких габаритов и массы; приемистый «дирижабль». Стандартную дистанцию в 1/4 мили (402 м) автомобиль прошел с места за 15,4 сек., а в конце мерного отрезка достиг скорости в 149 км/ч ровно. Неплохо не только для «вэна», но и для спорт-седана размерного класса D. Литражная «шестерка» энергично тянет тест-машину, АКПП переключается оперативно, но не дотягивает по оборотам до «красной зоны». Причем принудительное управление «автоматом» ничего не дает, поскольку переключение «вверх» все равно запаздывает после команды. Но так или иначе силовой агрегат нехилый, – во всяком случае, для многоцелевого однообъемника.
На торможении «вэн» тоже выглядел вполне пристойно: педаль под ногой довольно жесткая, ощутимы легкие продольные «клевки», но «фединг» при повторных замедлениях практически не наблюдается. И со скорости 96,5 км/ч (60 миль) автомобиль остановился, по испытаниям, на дистанции короче 37 м. Не каждый седан… Между прочим, архиконкурент «сиенны» — среднегабаритный хондовский «вэн» Odyssey – выступил здесь слабее и уехал еще на 1,2 м дальше (у тех же обозревателей). Достойные соперники.
Вторая фаза тест-драйва открылась стандартным упражнением на 60-метровой «круговой площадке» (skid pad). Sienna держал здесь боковое ускорение до 0,74 g; слабовато даже для высоко посаженного над дорогой автомобиля. Впрочем, «вэны» вообще не блистают на skid pad: вот и Odyssey показал лишь 0,72 g… Посредственное держание дороги, хотя вели себя конкуренты на «круговой площадке» предсказуемо и послушно. Никаких неожиданностей.
Другое типовое упражнение – «восьмерка MT»: в лучшей из попыток обновленный Sienna прошел непростую «фигурку» за 28,6 сек. Надо сказать, Odyssey в скоростном маневрировании оказался еще медленнее: все 29,4 сек. на лучшем круге. Небыстро… Отмечается аккуратный рулевой механизм «Сиенны», — хотя обратная связь на «баранке» слабовата. Руль легкий – и «пустой». К сожалению. А искусство управления тойотовским «вэном» в скоростном маневрировании состоит в том, чтобы не допускать грубого вмешательства неотключаемой ESC (что сильно ухудшает результаты на «фигурке»). То есть, аккуратное, «гладкое» руление с упреждением: без резких движений «баранкой», без запоздалой коррекции траектории в виражах… Профессиональный подход, тогда как рядовому водителю такие тонкости вряд ли интересны.
Так или иначе, в движении обновленный Sienna выглядит как полагается: стабилен на скорости, аккуратно пишет криволинейные траектории. Крены в быстрых виражах умеренные, ход довольно плавный. В самом деле тойотовский «вэн» идет ровно – и не только по шоссе с усовершенствованным покрытием. Лучше, пожалуй, чем Honda Odyssey – по субъективным впечатлениям. В салоне «Сиенны» спокойная, комфортная обстановка: плотная звукоизоляция надежно гасит шумы и вибрации от силового агрегата и шасси. Тойотовское качество исполнения и сборки.
И между прочим, у «Сиенны» приличный дорожный просвет – от 165 до 170 мм (по исполнениям), который позволяет «вэну» двигаться не только по шоссе с усовершенствованным покрытием. Особенно с трансмиссией 4WD: многоцелевой автомобиль, вполне пригодный к эксплуатации в своеобразных российских условиях.
Разбор полетов
Впечатления от знакомства с обновленным «вэном» Toyota Motor сведены в баланс мнений. Расклад такой:
В плюсе:
В минусе:
Вердикт: рекомендуется. Комфорт, выразительная динамика, неплохая (для «вэна») управляемость, безразмерная вместительность и гибкая вариабельность внутреннего пространства. К тому же выглядит Sienna III еще привлекательней, чем прежде.
Собирают Sienna III поколение на заводе Toyota Motor в городе Princeton, штат Индиана. В Штатах за переднеприводный «вэн» в самом скромном 7-местном исполнении L (с «четверкой» 1AR-FE ) запрашивают от 25 тыс. долл. с копейками. Автомобиль на 8 мест в комплектации LE обходится на тысячу с небольшим долларов дороже. Тогда как за Sienna LE с V-образной «шестеркой» придется отдать уже почти 32 тыс. долл. И т.д. Ну а «упакованный» тест-экземпляр SE вылился без малого в 34,5 тыс. Как говорится, товар стоит своей цены — каждого цента.
Чисто конкретно. Среднегабаритный «вэн» Sienna 2012 модельного года представляет собой легкую модернизацию все того же III поколения. Конструктивные изменения невелики и сводятся по сути к частичным доработкам. Так, в «линейке» силовых агрегатов по-прежнему лишь два двигателя (оба на бензине). То есть, 16-клапанник 1AR-FE и V-образная 24-клапанная «шестерка» 2GR-FE, оснащенные фазовращением VVT-i на впуске и выпуске.
Рабочий объем 16-клапанника — 2672 миллилитра. Со степенью сжатия 10 «четверка» 1AR-FE выдает без малого 190 л.с. (SAE «нетто») при 5800 мин-1, максимальный крутящий момент – 252 Нм. У «шестерки» 2GR-FE (рабочий объем — 3456 «кубиков») степень сжатия 10,8, максимальная мощность – 270 л.с. при 6200 мин-1, а наибольший крутящий момент — 332 Нм. Двигатели стыкуются с 6-скоростным гидромеханическим «автоматом» ECT-i — без вариантов.
В своей основе Sienna — переднеприводный автомобиль, который предлагается, если угодно, с трансмиссией 4WD (только в паре с мощной «шестеркой» 2GR-FE). Естественно, за отдельную плату. Между прочим, единственный полноприводный «вэн» в своем классе. Схема трансмиссии та же, что и у RAV-4: электроника посредством многодисковой муфты автоматически присоединяет задние колеса. Типовое устройство. Причем задний дифференциал оснащен устройством контроля вектора тяги – способствует управляемости полноприводного однообъемника в виражах. Интересное для американских и российских автомобилистов решение.
Ходовая у Sienna III в целом та же, что и у прежнего поколения: спереди стойки McPherson. А сзади, как ни странно, примитивная подвеска на сопряженных продольных рычагах – подобно дешевым моделям размерных классов A и B. Не вяжется с образом недешевого многоцелевого автомобиля… И между прочим, неясно, как с задней подвеской в полноприводных исполнениях. Ведь с трансмиссией 4WD сопряженные продольные рычаги совмещаются плохо – из-за связывающей их поперечной балки. В остальном все как обычно: винтовые пружины, поперечные стабилизаторы. Недостает разве что (гидро)пневматических упругих элементов сзади – для автоматической компенсации огромных перепадов нагрузки на ось…
Покрышки у «вэна» размером от 235/60R17 до 235/50R на 19-дюймовых колесах из легкого сплава, имеется мониторинг давления воздуха в шинах. Реечный рулевой механизм работает с электросервоусилителем, «баранка» делает 3,45 оборотов от упора до упора. Тормоза, само собой, дисковые: спереди вентилируемые диаметром 327,6 мм, сзади – 310-миллиметровые. В «штате» ABS, а также продвинутая VSC (программа динамической стабилизации автомобиля) – в составе фирменной STAR Safety System. Первоклассный пакет.
Длина «сиенны» III поколения — 5085 мм, ширина – 1986, высота – 1750; колесная база – 3030 мм, колея — 1720/1720 мм. Снаряженный вес «вэна» с 2,7-литровой «четверкой» — от 1940 кг, а 8-местный LE с V-образной «шестеркой» тянет по меньшей мере на 1980 кг. Тогда как «упакованный» тест-автомобиль в исполнении SE вылился в добрые 2005 кг («развесовка» по осям – 56/44%). Немало, но в общем не тяжелее прежнего поколения. Что касается экономичности Sienna III по топливу, то по сведениям пресс-релизов, с «четверкой» 1AR-FE средний расход бензина – 11,2 л на 100 км пробега (EPA). А с мощной «шестеркой» переднеприводный «вэн» сжигает в среднем 11,75 л горючего на 100 км. Тогда как по испытаниям Sienna SE, «на круг» (около 1000 км тест-пробега) набежало 13,85 л на «сотню» пути. Изрядно. Видимо, хороший турбодизель не помешает.
Точка зрения. Много автомобиля за ваши деньги – ну очень много. Колоссальное внутреннее пространство – и для посадки пассажиров, и для размещения грузов. Трудно даже сказать, как разумно использовать подобное транспортное средство – под хоккейную команду? Вместе с тренером и снаряжением… Вместительный «дирижабль», широкие возможности. А если честно, Honda Odyssey тоже стОящий «вэн. Задняя подвеска, знаете ли. Вот только трансмиссии 4WD нет – к сожалению. Как обычно: с одной стороны – с другой стороны…