Упрощенная сертификация: эконормы Евро-0, отмена АБС и подушек
—>
Игорь Владимирский
Фото:
Степан Шумахер
Обсуждаемые с конца февраля послабления к сертификации автомобилей в России наконец оформлены и легализованы. Правительство РФ опубликовало постановление №855 от 12 мая 2022 года «Об утверждении применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». Этот документ фактически отменяет действие многих пунктов Техрегламента (он введен в 2011 году), причем разработчики не стали изобретать новые упрощенные стандарты, а лишь вернулись к тем нормам, которые действовали в России 15—25 лет назад.
Такой откат разрешает российским автопроизводителям отказаться от использования современных компонентов (преимущественно электронных), которые стали дефицитом из-за санкций. В постановлении указаны 69 параметров сертификационной оценки автомобилей — от дверных петель до средств безопасности. Большинство этих параметров мало влияют на потребительские свойства машин, но есть очень весомые послабления.
Во-первых, фактически отменены требования к токсичности выхлопа. Для большинства категорий транспортных средств легализован экологический класс Евро-0! Хотя в постановлении указаны нормативные документы на экостандарты всех поколений, вплоть до официально действующего Евро-5, так что производители могут сами решать, до какого уровня эмиссий будет упрощена каждая выпускаемая модель. Напомним, в Европе стандарт Евро-0 перестал действовать еще в 1992 году. Разумеется, его легализация в России не приведет к возобновлению выпуска карбюраторных машин: технологии производства уже давно утрачены. Однако это позволит отказаться от ряда датчиков и блоков управления в системе впрыска топлива. При этом производители обязаны сохранить каталитический нейтрализатор, хотя его эффективность в этом случае подлежит сомнению.
Во-вторых, упрощены требования к тормозной системе: постановление разрешает выпускать автомобили без АБС. Соответственно, не будет и системы стабилизации. В-третьих, отменены современные требования к краш-тестам: обязателен только давно устаревший лобовой удар в бетонный куб (без перекрытия). Это упрощение позволит отказаться от подушек безопасности, преднатяжителей ремней и других систем, без которых автомобили не пройдут современные краш-тесты.
Наконец, в-четвертых, упрощено требование к системе экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Согласно постановлению, она по-прежнему обязательна, но без функции автоматического срабатывания при аварии: экстренный вызов совершается вручную, нажатием на кнопку. До сих пор такое требование действовало для коммерческой техники. При этом отдельное решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сейчас разрешает автопроизводителям выпускать машины вовсе без системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Постановление №855 действует до 1 февраля 2023 года, хотя его в любой момент могут продлить. При этом важно, что оно лишь допускает, а не обязывает исполнять все перечисленные в нем требования. Иными словами, автопроизводители смогут оставить в производственной программе модели с АБС, подушками безопасности и моторами Евро-5. Другое дело, что они будут заметно дороже и дефицитнее упрощенных машин, которые появятся совсем скоро.