Новый «российский» кроссовер: сработает ли «эффект Lada Vesta»?
Содержание статьи
Китайский автомобиль российской сборки за полтора миллиона рублей? «Нет, спасибо, я лучше Sportage или Tucson куплю», – подумают многие. И будут правы?
Помните внедорожники Great Wall H3 и H5? Конечно, помните! В 2013 году рынок проглотил почти 18 тысяч рамных машин. Для сравнения, УАЗ тогда пристроил 19 тысяч своих «Патриотов». И, стоит признать, в Ульяновске серьёзно нервничали по этому поводу. Правда, паника уазовцев была беспочвенной — ситуация разрешилась сама собой, когда марку Great Wall похоронили со всеми наработками… Просто российский дистрибьютор ИРИТО и головная компания Great Wall Motors разругались.
В итоге, ИРИТО сохранила дистрибьюторский договор, но китайцы прекратили отгрузку и автомобилей, и машинокомплектов — продажи H3 и H5 прекратились. Зато Great Wall Motors открыла собственное представительство, но решила заниматься не брендом Great Wall, а выводить «премиальную» марку Haval. Чтобы доказать серьёзность намерений, под Тулой начали строительство отдельного завода. Однако дебют «Хавейла» вышел бледным — в разгар кризиса 2014-2015 годов публика не распробовала дорогих «китайцев».
В Китае всё это время Haval чувствовал и чувствует себя отменно. В прошлом году марка заняла десятую строчку национального рейтинга, продав 766 тысяч машин. А паркетник H6 вот уже шесть лет подряд остаётся самым востребованным кроссовером! Его годовой тираж — нереальные 453 тысячи машин. Плюс начинает разгоняться премиум-подразделение Wey. То есть избалованная местная публика, имея возможность купить немецкий, японский или корейский автомобиль, предпочитает немного сэкономить, но взять «китайца».
Это называют «эффектом Huawei»: когда китайский бренд предлагает актуальный дизайн, хорошую сборку и современные комплектующие при меньшей цене. В российском автопроме нечто подобное провернул АВТОВАЗ со своей Lada Vesta.
Новый Haval F7 — как раз для публики, которая покупает Huawei и Honor вместо iPhone или Samsung. Вот только стартовый ценник подкачал… Ходили слухи, что китайцы выставят -15% от стоимости Kia Sportage — это примерно «миллион триста». Вместо этого начальной отметкой объявили 1 449 000 рублей. Скинь российский офис «Хавейла» тысяч 100, как отношение стало бы совсем другим. Мы бы отметили, что новичок заметно дешевле «Спортэйджа» и «Туссона», а значит, ему можно простить это, это и вдобавок вот это.
Однако при таком прайсе — никаких скидок! Мы постарались честно найти 6 причин, чем Haval F7 способен привлечь покупателя.
1
Внушительными габаритами. Haval F7 — среднеразмерный кроссовер длиной 4 620 мм. И это действительно много: те же Hyundai Tucson и Kia Sportage будут на 14 сантиметров короче… А расстояние между осями «китайца» — вообще 2 725 мм, что является едва ли не лучшим показателем среди одноклассников. При этом создатели модели пошли навстречу пассажирам, а не их поклаже: вместо того, чтобы организовать безразмерный багажник, компоновщики сотворили очень просторный салон.
Кстати, о багажнике. Во всех сопроводительных документах прописаны 723 литра объёма. Но этим цифрам верить не стоит — в реальности под шторкой здесь около 500 литров (на китайском сайте Haval заявлены 495). Видимо, российский офис решил напечатать данные при загрузке вещей под крышу… Ну да ладно. Действительно серьёзный просчёт — в топовой версии не хватает электропривода пятой двери. Большой и тяжёлой двери, которую держат мощные газовые упоры — побороть их усилие будет непросто даже крепкому парню.
2
Просторным салоном. «В первую очередь Haval F7 выгодно отличается королевским простором на задних местах», — эту фразу мы, пожалуй, посоветуем разучить всем продавцам «Хавейлов». Двери открываются на прямой угол — даже приступ радикулита не осложнит посадку на высокий диван. А уж места для ног полным-полно! В иных седанах бизнес-класса будет теснее. Вдобавок есть ступенчатая регулировка наклона спинки, а трансмиссионного тоннеля, наоборот, нет. Так что троим пассажирам сзади действительно комфортно.
Со стороны «пилота» и «штурмана» претензий вроде бы тоже поначалу не возникло: эргономика, посадка, приборы — всё проработано на хорошем уровне. Разве что, обитые экокожей сиденья оказались сомнительным удовольствием на летнем солнцепёке. Но длинные перегоны вскрыли другую проблему: гостеприимное кресло перестаёт казаться таковым всего через 100 километров, когда начинает затекать спина. А регулировка поясничного подпора, которая могла бы спасти ситуацию, отсутствует как класс.
3
Хорошей подвеской. На наших дорогах Haval F7 — что пуховая перина. Длинноходная подвеска мягко и уверенно глотает ухабы любого калибра. И мелкие стыки, и крупные выбоины остаются где-то далеко внизу, под днищем. Хоть сейчас на ралли? Нет, с таким электроусилителем руля — никаких гонок. Будто, настраивая баранку, китайские инженеры решили: не стоит, чтобы между водителем и автомобилем было отменное взаимопонимание… При резких манёврах картину дополнительно портят сильные крены.
С другой стороны, такими же «синтетическими» настройками рулевого отличаются некоторые японские машины. Поэтому не забивайте голову «реактивным усилием», «недостаточной точностью» и прочими «экспертными оценками». Главное, что Haval стабилен и понятен — поверьте, его учили ездить крутые европейские эксперты, нанятые китайцами. Притом понятен во всём, включая тормоза — даже если ударить по педали на неоднородном покрытии.
4
Бодрым мотором. Непосредственный впрыск, регулируемые фазы, балансирные валы… И, конечно, турбонаддув, чтобы 2 литра рабочего объёма выдали достаточные 190 л.с. мощности и 340 Нм момента. С турбоподхватом даже немного переборщили — иногда F7 начинает ехать бодрее ожидаемого. То есть машина сначала мнётся, а потом ка-а-ак прыгнет! Увы, в последнее время такое поведение стало нормальным для моторов, отвечающих современным эконормам.
Кроме двухлитровой версии, существует более скромная, полуторалитровая, отдачей 150 л.с. и 280 Нм. Обидно, но китайцы постеснялись выставить базовые машины… Так что стоит ли доплачивать 100 тысяч рублей за 500 «кубиков» рабочего объёма и сопутствующие им 40 л.с. и 60 Нм — вопрос неизученный. Также не получится рассказать, сильно ли передний привод проигрывает полному: в тесте принимали участие только кроссоверы 4WD.
5
Расторопной коробкой. 7-ступенчатый преселектив для Haval разработал известный инженер Герхард Хеннинг, ранее работавший на Volkswagen и Daimler. При этом немецкий трансмиссионщик уверяет, что «при адекватных условиях эксплуатации» новомодный робот способен выдержать до 300 000 километров пробега. Эх, Герхард, а ведь твои коллеги обещали такой же ресурс для коробок DSG! Правда, хайвеловский агрегат — с «мокрыми сцеплениями», и такие коробки действительно могут быть беспроблемными.
К работе робота есть, пожалуй, только одна серьёзная претензия: электронный джойстик слишком долго меняет режимы. Выбираешь «R», а потом мучительно считаешь секунды, когда уже включится задняя передача… В режиме Drive можно ехать почти всегда — разгон вполне логичен. При этом коробки такого толка очень не любят пробки, начиная «толкаться» и «запинаться». Хавэйловский агрегат — приятное исключение. Вдобавок есть адекватный спорт-режим, чтобы передачи менялись ещё расторопнее.
6
Качественным интерьером. Пять китов, на которых держится интерьер «китайца», — это актуальный дизайн, качественные материалы, мягкая отделка, а также интересные текстуры и… металлические дверные ручки. А как вам «кокпит», выстроенный вокруг водителя? Если организовать «слепой тест», заклеив эмблемы, наверняка никто бы не угадал, что это детище китайского автопрома — азиатчиной здесь не пахнет. Не пахнет во всех смыслах — знаменитого фенольного аромата не учует даже самый чувствительный нос.
Сенсорный 9-дюймовый экран мультимедийной системы отличается качественной картинкой и шустрым быстродействием. Однако мгновенно обрастает отпечатками пальцев — в кроссоверах российской сборки по непонятной причине не будет управляющей шайбы. Притом через экран приходится выполнять огромное количество действий, включая регулировку температуры воздуха (крутилка климат-контроля отвечает за степень обдува), так что машина требует определённой привычки.
В общем, с инженерной точки зрения Haval F7 действительно хорош. Вопросы больше касаются содержимого комплектаций. И немного сборки: почему на всех машинах без предупреждения вдруг распахивается крышка центрального бокса? Сборка, кстати, будет исключительно российской — только что под Тулой запустили большой завод, где «семёрка» станет основной моделью. Начальная степень локализации — внушительные 30%, учитывая штамповку, сварку и окраску. Делать планируют по 80 тысяч машин ежегодно.
Главное, чтобы спрос соответствовал предложению… Поэтому давайте вспомним ноябрь 2015 года, когда АВТОВАЗ, наконец, опубликовал ценники Lada Vesta. Все были сильно удивлены: обалдеть, она стоит дороже иномарок! За самый дешёвый седан решили просить 514 тысяч рублей. Это когда Volkswagen Polo стоил 525 000, а Hyundai Solaris отдавали за 506 000. Но прошло время, конкуренты-иномарки сильно подорожали, и новинка марки Lada заслуженно получила статус национального бестселлера.
Скажете, слишком натянутое сравнение? Вовсе нет: у китайцев нет привычки повышать цены. Плюс сохранять стоимость поможет глубоко локализованная местная сборка. И через некоторое время, когда Sportage, Tiguan и Tucson обязательно подорожают, Haval F7 будет стоить те же самые 1 449 000. И тогда «эффект Huawei» должен показать себя во всей красе. Вот только рискнуть при покупке смартфона — это нормально. В крайнем случае, годик помучаешься и возьмёшь другой. С автомобилем же история сложнее.
Насколько надёжны новые турбомоторы и преселективы? А вдруг вскроются «детские болезни»? Ведь даже именитые марки допускают серьёзные ошибки, когда выводят новые модели… Плюс комментарии диванных экспертов, что «китайский автомобиль столько стоить не может» — при покупке машины мнение друзей, родственников и коллег для многих всё ещё важно. Вдобавок подержанный экземпляр выгодно не продашь… И таких «но» набегает слишком много. А жаль — машину китайцы сделали достойную.
Алексей Кованов
Редактор Авто Mail.ru