Koenigsegg Gemera подвергся реинжинирингу: не только V8
—>
Игорь Владимирский
Фото:
компания Koenigsegg
Показанный три года назад четырехместный мегакар Koenigsegg Gemera стал уникальным образцом высокой инженерной школы. Чего стоит один только трехцилиндровый битурбомотор без распредвалов! Плюс трансмиссия без привычной коробки передач и три тяговых электромотора. Оставалось лишь дождаться, когда Кристиан фон Кёнигсегг запустит мелкосерийное производство. Но на пути к условному конвейеру гибридная Gemera подверглась серьезному реинжинирингу. И не сказать, что стала проще.
Первое изменение — отказ от трансмиссии Direct Drive, которая изначально появилась на модели Koenigsegg Regera и включает только одноступенчатый редуктор и гидравлическую муфту. Модернизированная Gemera оснащена коробкой передач LSTT (Light Speed Tourbillon Transmission). Это доработанная версия и без того сложнейшей трансмиссии LST (Light Speed Transmission) от мегакара Koenigsegg Jesko. Трехвальная коробка имеет девять передач, для переключения которых установлено шесть мокрых сцеплений, плюс отдельный фрикцион для заднего хода. А главная особенность версии LSTT — дополнительные бортовые сцепления для изменения вектора тяги. Привычного маховика здесь нет.
Далее: вместо трех тяговых электромоторов Quark (один на передней оси и два на задней) модернизированная Gemera оснащена только одним мотором нового поколения Dark Matter. Это собственная разработка компании Koenigsegg: агрегат сочетает технологии моторов с радиальным и осевым магнитным потоком, поэтому имеет шесть фаз. Инженеры называют такой гибридный мотор термином Raxial Flux (от слов Radial и Axial). Электродвигатель массой всего 39 кг расположен на передней оси (причем продольно), выдает 800 л.с. и 1250 Нм, плюс здесь тоже есть бортовые фрикционы для изменения вектора тяги.
Базовый ДВС сохранен: за кабиной в пределах базы установлен тот самый трехцилиндровый двигатель TFG (Tiny Friendly Giant), который теперь лишен электрического довеска и вращает задние колеса через трансмиссию LSTT. У мотора нет распределительных валов, каждый из клапанов приводится электропневматическим актуатором. По сути, это пневмоцилиндр, давление в котором контролируется электроникой. Благодаря этому клапаны можно открывать и закрывать практически в произвольный момент, а также свободно изменять их подъем.
Двухлитровый двигатель оснащен двумя турбокомпрессорами, каждый из которых присоединен к «своим» выпускным клапанам цилиндров. При низких нагрузках работает только одна турбина, а вторая подключается по мере необходимости. Электроника может гибко отключать цилиндры и переводить мотор на работу в цикле Миллера. Битурботройка выдает 600 л.с. и 600 Нм, а вкупе с передним электромотором суммарная отдача гибридной системы достигает 1400 л.с. и 1850 Нм. Это заметно меньше, чем обещанные 1723 л.с. и 3500 Нм в первоначальной конфигурации с тремя электромоторами. Но теперь Gemera предложена в еще одной версии — с двигателем Hot V8 вместо «крохотного дружелюбного гиганта».
Это почти такой же битурбомотор объемом 5,0 л, как у мегакара Koenigsegg Jesko. Разместить его в моторном отсеке за сиденьями удалось как раз благодаря отказу от прежней трансмиссии Direct Drive (LSTT заметно компактнее) и дополнительных электродвигателей. Плюс пришлось упаковать турбокомпрессоры в развале блока (поэтому двигатель и называется Hot V8), ибо по бокам от него места уже не нашлось.
Могучая «восьмерка» выдает 1500 л.с. и 1500 Нм. Вместе с передним электромотором пиковая мощность гибридной системы достигает 2300 л.с., и разработчики называют это рекордом для серийных автомобилей. Суммарный крутящий момент — 2750 Нм, но это все равно меньше, чем в первоначальном проекте. В любом случае Gemera оснащена 850-вольтовым тяговым аккумулятором емкостью 14 кВт·ч и топливным баком объемом 115 литров. Увы, динамические характеристики Koenigsegg не раскрывает.
Что еще изменилось в мегаавтомобиле? Немного пересмотрена конфигурация аэродинамики, под фарами появились дополнительные воздуховоды, а вместо боковых камер заднего вида теперь обычные зеркала. В четырехместном салоне изменено крепление ремней безопасности, переделана обивка, но в целом все такое же, как и три года назад.
Для выпуска модели Gemera компания Koenigsegg строит отдельный производственный комплекс под названием Gripen Atelier. Он расположен по соседству с основной площадкой, и после его введения в строй общая занимаемая площадь составит 30 тысяч квадратных метров. Новая фабрика должна быть готова к концу этого года, но начало производства Гемеры запланировано только на конец 2024-го. Базовый мегакар с трехцилиндровым мотором TFG будет стоить примерно 1,7 млн евро, а версия с двигателем V8 — еще на 400 тысяч дороже. Запланированный тираж — 300 экземпляров.