Как меняются цены на электромобили: Китай против США и Европы
Игорь Владимирский
Фото:
paultan.org
Аналитическая компания JATO Dynamics опубликовала очередное исследование, на этот раз посвященное динамике изменения цен на электромобили за последние десять лет. Если в 2011 году батарейные машины фактически были экзотикой и по всему миру их было продано лишь 50 тысяч штук, то в первой половине 2021-го покупателей нашли 1,66 млн электромобилей. Прогноз продаж на этот год — более 4 млн электромобилей, то есть почти вдвое больше, чем в 2020-м. А крупнейшим рынком для электромобилей уже несколько лет остается Китай, причем с огромным отрывом: в первом полугодии здесь продано 1005000 новых «электричек»!
Секрет популярности электромобилей в КНР прост. Еще в 2010 году на государственном уровне была принята интенсивная программа развития электрического транспорта. Введены госсубсидии на покупку электромобилей (и заодно подзаряжаемых гибридов) для частников. Изначально она действовала в пяти крупнейших городах и достигала 60 тысяч юаней (7900 евро). Субсидии есть и сейчас, хотя и стали меньше — максимум 3000 евро, а в следующем году их уменьшат еще на 10%.
Конечно, подобные субсидии были и есть в других странах, но они работают с более серьезными ограничениями. Например, в США действовала скидка до 7500 долларов (но не более чем на 200 тысяч машин одного производителя), в Германии можно было сэкономить до 9000 евро (но цена самой машины не должна превышать 40 тысяч евро), в Великобритании — до 5000 фунтов стерлингов. Но в Китае вдобавок к этому подключилось мощное госрегулирование: для автопроизводителей ввели обязательную норму продаж батарейных машин, из-за чего некоторые компании даже начали продавать в своих шоурумах «чужие» электромобили под своим брендом, чтобы формально вписаться в эти требования. А производителям электромобилей полагаются весомые льготы.
Результат такой политики закономерный. Сейчас в КНР выпускают широчайший ассортимент батарейных машин, причем как местные компании, так и «варяги», которые разрабатывают новые модели исключительно для местного рынка. А самый дешевый электромобиль, по данным JATO, здесь можно купить всего за 3700 евро! Для сравнения: в Европе на покупку электромобиля сейчас нужно минимум 15740 евро, а в США — и вовсе 24800 евро (по нынешнему курсу).
И если рассматривать статистику за десять лет, то в КНР средняя приведенная цена электромобиля снизилась почти вдвое: с 41800 евро в 2011 году до 22100 евро в 2021-м. Дело в том, что 40% спроса приходится на компактные машины, которые и вовсе стоят в среднем 6700 евро. А в Европе и США «электрички» стали дороже! На европейском рынке (в расчетах JATO использованы цены в Германии, Франции, Англии, Норвегии и Нидерландах) средняя цена за десять лет выросла с 34 тысяч до 43 тысяч евро, а в Штатах — с 26 тысяч до 36 тысяч евро. В этих странах основу продаж электромобилей по-прежнему составляют дорогие премиум-модели и кроссоверы.
Более того, в Китае средняя цена электромобиля уже оказалась ниже, чем средняя цена машины с двигателем внутреннего сгорания! По данным за первую половину этого года — 22072 евро за «электричку» против 23703 евро за машину с ДВС. В Европе и США это соотношение пока еще далеко не в пользу батарейных моделей. Одно из немногих исключений — Норвегия, чья налоговая политика сделала бензиновые и дизельные машины откровенно переоцененными, обрушив их продажи. Средняя цена электромобиля здесь — 44500 евро (хотя в 2010-м было 30500 евро), а машины с ДВС — 53 тысячи евро.