Audi quattro Winter Experience: мороз, лёд и новый полный привод
Содержание
Можно ли за два дня научиться быстро ездить по льду, преодолеть свои страхи и понять все нюансы управления машиной в скольжении?
Инструктор начинает обратный отсчёт, а в голове роится целых ворох мыслей. Нужно правильно тронуться с места — без лишней пробуксовки, но и не слишком медленно. Важно в медленных поворотах держаться максимально близко к внутренней кромке, не допустить, чтобы машину снесло наружу, на уже раскатанный первой группой лёд. Наконец, понять, где начать тормозить, чтобы не сбить конус после финишного створа, коварно расположенного на дуге. Это — кульминация двухдневного интенсива Audi quattro Winter Experience, соревнование, где каждый ученик должен продемонстрировать всё, что он освоил за несколько сотен километров по скользким покрытиям!
Из Карелии — в Сибирь
Зима в центральной полосе в этом году выдалась такой, что количество снежных дней вряд ли превысило число солнечных, а средняя температура болталась возле нулевой отметки. Словом, все надежды потренироваться где-то на ледовых трассах растаяли вместе с тонкой кромкой на озёрах. Да что говорить про Москву, если даже в Карелии попросту ничего не замёрзло — а именно в этой северной республике зародилась главная зимняя программа Audi.
Ситуацию нужно было срочно спасать, на помощь пришла Западная Сибирь — лагерь Audi quattro Winter Experience разбили на Андреевском озере рядом с Тюменью. В Карелии с Audi я уже бывал — в далёком 2011 году (с тех пор на эти курсы ездили и другие коллеги по «Авто Mail.Ru»), поэтому интересно было понять, поменялось ли что-то в программе. Но оказалось, что смена локации на ней не слишком сказалось — впереди нас ждали два очень напряжённых дня.
Начинается, конечно, всё с теории. Бессменный лидер проекта, харизматичный и строгий Евгений Васин, заслуженный мастер спорта и обладатель Кубка Европы по ралли, не тратит время на пустую болтовню, брифинг включает в себя объяснения, что такое снос, занос, как строить траектории прохождения поворотов и что делать при начавшихся скольжениях. А именно умению ездить в управляемых скольжениях мы тут и учимся. Причём делать это предстояло на двух моделях Audi с разным устройством полноприводной трансмиссии quattro!
Новая философия quattro
Признаться, это вызвало определённые опасения. Мало того, что седан Audi A6 55 TFSI изначально казался слишком громоздким и мощным для ледовых упражнений (у A6 55 TFSI — 340-сильный турбированный V6), так ещё и полный привод quattro теперь — с приставкой Ultra. По факту это означает одно — замену схемы с постоянным полным приводом и дифференциалом Torsen, на муфту, подключающую заднюю ось. Да, такое решение легче и позволяет экономить до 0,3 литра топлива на 100 км, но как это скажется на удовольствии от езды в скольжениях?
Впрочем, до этого ответа на этот вопрос было ещё далеко. Сначала — короткое (за бортом было -22 градуса!) объяснение, как правильно сидеть за рулём. Это критически важно, когда речь идёт об управлении автомобилем в экстремальных условиях. Водитель должен отрегулировать руль и кресло таким образом, чтобы спина как можно лучше прижималась к сиденью, а руки не тянулись, а были полусогнутыми. Смотрите видеоролик — о посадке рассказывает Евгений Васин.
Ещё один важный момент — это шины. В прежние годы использовались специальные покрышки с длинными шипами. Но сейчас машины были обуты в дорожные Pirelli Ice Zero 2 — новинку этого зимнего сезона. Да, конечно, скорости на льду упали, но ученикам так привычнее, а после окончания курса им не придётся адаптироваться после специфических шин. Забегая вперёд, скажу, что «держак» на этих Pirelli был достаточным, чтобы и научиться, и получить удовольствие.
Слалом, круг, гантели, эллипс
Первое упражнение — это, конечно, слалом (или змейка). Нужна она для того, чтобы почувствовать машину, привыкнуть к ней и к движению между конусов. В первую очередь нужно помнить, что конусом обозначена вершина поворота, к нему надо подъезжать, заранее повернув автомобиль на нужный угол. Самая распространённая ошибка — когда руль начинают крутить за конусом, поэтому траектория разваливается и ближе к концу змейки попросту перестаёшь «попадать» в нужный коридор.
Момент подключения задней оси неощутим, A6 буквально сразу гребёт всеми четырьмя колёсами
Попыток даётся много — в итоге даже новички понимают, что от них требуют (в каждой машине есть рация, в которую слышно инструкции для каждого конкретного экипажа), поэтому слалом худо-бедно, но проезжают. И с каждым разом упражнения становятся всё интереснее — обучение идёт по схеме от простого к сложному. Поэтому рация начинает работать чаще — к процессу подключается сам Евгений Васин, чем неизменно вызывает весёлую реакцию: «Куда вы так несётесь? Нажмите вы на тормоз, не промахнётесь — там огромная педаль!»
Перед каждым новым упражнением проводится краткий брифинг, где Васин объясняет, что мы делаем дальше, и рисует схему прохождения
Подготовительные упражнения на большой площадке с конусами кажутся простыми, поэтому особенно «горячие» водители жаждут продолжения, скорости и глубоких заносов. Но пыл быстро утихает, когда доходит уже до специально построенных трасс. Тут уже никаких конусов, по краям полотна — сугробы. Понятно, для чего на этих A6 установлена металлическая защита бамперов. На морозе пластик становится хрупким, а вылетов было предостаточно.
Самым лёгким, как ни странно, оказался круг, который надо было проезжать в непрерывном скольжении. Кстати, в декабре я уже проделывал это упражнение на тесте электромобиля Porsche Taycan, на нём это давалось элементарно. Схожие ощущения и сейчас — как только находишь правильный угол заноса, то дальше остаётся только поддерживать его газом и небольшими движениями руля.
Главное в этом упражнении — не увлекаться скоростью. Как только переборщили, машина неизбежно выскользнет наружу (физику не обманешь). В идеале движений рулём и педалью газа должно быть минимум, но покрытие на круге неоднородное, поэтому нужна постоянная коррекция. В целом ехать в постоянном скольжении на A6 легко, можно даже позволить себе рулить одной рукой
Логика работы полного привода проста и понятна. Нужно увеличить угол? Докручиваем руль внутрь. Уменьшить — распускаем. И, если вдруг переборщил, и передний бампер уже стремиться воткнуться во внутренний бруствер, то спасёт… газ. Нужно побороть обычные привычки. Руль на максимум в сторону заноса и педаль до упора! Электроника перестаёт подавать крутящий момент на заднюю ось (фактически в этот момент машина становится переднеприводной) и буквально вытягивает сама себя. Но на более сложных упражнениях вроде «гантели», где требуется менять направление скольжения, появляется неоднозначность. Если скорость оказалась велика, а передняя ось уже сорвалась, то поправить ситуацию газом не получится — нужно ждать, пока колёса зацепятся. Лучше всего помогать себе при этом лёгкими нажатиями на тормоз.
Старина Torsen не собирается на пенсию
А вот кроссовер Audi Q8 55 TFSI (с тем же 340-сильным V6) удивил в первую очередь именно своей реакцией на тормоза! Если на А6 нужно ждать, пока передние колёса зацепятся за лёд, то Q8 буквально вкручивается в поворот в ответ на каждый импульс левой педалью. И можно совсем по-хулигански заходить на дугу, используя контрсмещение — раскачать машину, чтобы использовать эффект хлыста.
На кроссовере Audi Q8 очень хорошо использовать контрсмещение, так как он очень чувствителен к перераспределению масс
Главное — не забывать, что Q8 — это большой и тяжёлый кроссовер, поэтому явное превышение скорости чревато вылетом в сугроб. Но, если не превращать обучение в балаган (впрочем, на это тут же ответит «радиооплеухой» Евгений Васин), то Q8 реально хорош в таких условиях. Поведение у него всегда предсказуемое, а полный привод работает однозначнее — тут фиксированное распределение крутящего момента по осям (40:60 в пользу задней).
Но, если проворонить момент, когда угол скольжения стремительно нарастает, то вытянуть себя «за волосы», как барон Мюнхгаузен, уже не получится. Так что quattro ultra на Audi A6 в сочетании с классно настроенной электроникой позволяет больше. Если, конечно, не принимать в расчёт движение по бездорожью, хотя это уже другая история.
Стоит ли ехать? Однозначно — да!
Ещё в первый день я спросил у Евгения Васина, есть ли смысл участия новичков в подобной программе, потому что упражнения ближе к концу обучения становятся действительно сложными и требуют высокой концентрации. А сохранить её непросто даже «опытным бойцам» — за пару дней по льду успеваешь накрутить под 400 километров. Есть ли какие-то начальные курсы?
Нет, никакой базовой подготовки у нас нет, но мы считаем, что даём достаточно времени и наката, чтобы за счёт начальных упражнений подготовить людей, научить их вызывать скольжения и бороться с ними. И, как показывает наш опыт, уже на второй день даже самые робкие водители начинают успешно всё реализовывать. Пусть небыстро, местами корявенько, но они пытаются и у них получается!Евгений Васин
Руководитель школы Vasin Driving School
И это действительно правда, если судить по моему напарнику в экипаже. Прежде он вообще никогда не ездил на зимние курсы, а во время соревнований смог заехать в десятку лучших в нашей группе. А опасения насчёт слишком больших габаритов и массы машин не подтвердились — даже на «затычной» трассе, где проходили заезды на время, Audi A6 позволяла ехать быстро и эффективно — я выиграл с отрывом почти в 2 секунды от обладателя второго места.
Программа рассчитана на 4 дня (включая 2 плотных ездовых дня буквально от рассвета до заката) и с учётом проживания в одном из лучших отелей Тюмени (Double Tree by Hilton) и питания стоила в этом сезоне 97 тысяч рублей. Перелёт при этом не включён. Недёшево? Поверьте, вы получите не только ценные знания и опыт, но ещё и огромное удовольствие и возможность лично пообщаться в неформальной обстановке с Евгением Васиным, который присутствует и на каждом ужине
Десертом стала длинная и скоростная трасса, которая принесла море удовольствия и эмоций. Затяжные дуги, которые можно было полностью ехать в скольжении, перекладки, торможения — едешь будто по гоночному треку, только вместо асфальта — лёд. А вечером нас катал уже сам Евгений Васин. Причём не на тех A6 и Q8, а на 450-сильном универсале Audi RS 4 Avant со «злыми» раллийными шинами и светодиодной яркой «люстрой». Скорость местами доходила до 150 км/ч, видно лишь узкую полосу льда перед капотом, а перегрузки в поворотах тут непривычно высокие. Классный аттракцион! И, судя по уставшим, но счастливым лицам всех участников, равнодушных не осталось. Поэтому, если будет возможность поехать в следующем сезоне, воспользуйтесь ей. А Карелия или Тюмень — это уже не имеет значения.
Несколько правил от Евгения Васина, руководителя школы Vasin Driving School
Правило № 1. Все делать заранее и под тягой
Главное не оставлять автомобиль без тяги. Как только вы оставляете колеса на скользкой дороге без момента и тяги, начинают работать все те физические силы, которые действуют на автомобиль. В итоге машину начинает разбалтывать.
Правило № 2. Не надо сильно поворачивать руль
Достаточно четверти оборота. Дождаться, когда передние колеса зацепятся за поверхность и почувствовать, что автомобиль встал на траекторию. Тогда можно плавно нажимать газ.
Правило № 3. Помнить про тормоза
Многие говорят, что нельзя тормозить в повороте. Мол, это приводит к блокировке колес и автомобиль становится неуправляемым. Но мы говорим, что если произошла экстренная ситуация, то в повороте тормозить нужно. Сегодня даже самые дешевые машины оснащены системой ABS, которая позволяет, не блокируя колеса, замедлить автомобиль.
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail.ru