Aston Martin объявил программу развития: Daimler в игре
Игорь Владимирский
Фото:
компания Aston Martin
Этот год стал поворотным для многострадальной британской компании Aston Martin. Еще зимой у нее появился новый инвестор, канадский миллиардер Лоуренс Стролл, а летом у руля встал новый генеральный директор — бывший глава подразделения AMG Тобиас Моэрс. Теперь они представили новую программу развития компании, которая — вот сюрприз! — подразумевает углубление сотрудничества с концерном Daimler.
Нынешние финансовые проблемы Астона стали результатом слишком масштабной для такой небольшой компании программы обновления модельного ряда. За последние несколько лет она полностью пересмотрела гамму суперкаров, начала разработку среднемоторных моделей, представила кроссовер DBX и построила новый завод для его производства. Результат — убыток в размере более 110 миллионов фунтов стерлингов в 2019 году. А пандемия только усугубила эффект: продажи автомобилей упали почти вдвое, заводы простаивали, и за первые три квартала 2020 года Aston Martin потерял еще 300 миллионов фунтов.
Новое руководство уже запустило программу оптимизации расходов. А главное — в третьем квартале наконец-то начались поставки серийных кроссоверов Aston Martin DBX, которые должны заметно взбодрить продажи. Следующим этапом спасения станет выпуск новых акций специально для передачи их концерну Daimler. Еще в 2013 году немцы выкупили 5% акций Астона, но после выпуска новых ценных бумаг их доля сократилась до 2,3%. Теперь же за несколько этапов Daimler увеличит свой пакет до 20% и станет одним из крупнейших акционеров. Но за это Aston Martin получит не «живые» деньги, а доступ к современным технологиям.
Британцы уже не первый год используют мерседесовские компоненты. Второстепенная электроника появилась еще в 2016 году на суперкаре Aston Martin DB11, потом ему же достался мотор AMG V8 (сейчас его ставят и на другие суперкары), а кроссоверу DBX перепала еще и трансмиссия. Новая же договоренность предусматривает заимствование силовых агрегатов (в том числе гибридных и электрических), электрики и электроники, причем она коснется всех новых Астонов вплоть до 2027 года. Более того, специально для британцев будет разработан отдельный двигатель V8.
Первые модели, созданные в новой парадигме, обещаны уже к концу 2021 года, то есть на самом деле углубленная синергия была запущена заранее. А на 2023-й обещан настоящий «фейерверк премьер», среди которых будут и новые кроссоверы. После первого же этапа передачи новых акций у Даймлера появится место в совете директоров компании Aston Martin.
Амбициозная цель Лоуренса Стролла — к 2025 году вдвое увеличить объем продаж автомобилей Aston Martin (до 10 тысяч машин против 5862 в прошлом году) и достичь прибыли 500 миллионов фунтов стерлингов. Предполагается, что 20—30% выпускаемых Астонов к тому времени будут гибридными. А вот электрические модели появятся уже после 2025 года. Причем прежний план, согласно которому для электромобилей был зарезервирован исторический бренд Lagonda, уже пересмотрен. Батарейные машины выйдут под основной маркой Aston Martin, а для Лагонды управленцы обещают придумать другую нишу.