Вот так номер: в России вступают в силу изменения в регистрации машин
Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства «О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях ГИБДД». Оно вступает в силу с 1 января 2020 года одновременно с утвержденным еще два года назад законом «О государственной регистрации транспортных средств». Для автомобилистов приготовили целый ряд важных новшеств.
Главное из них – возможность поставить на учет купленный автомобиль прямо в автосалоне. От дилера уедете уже со свидетельством о регистрации (СТС) на руках и номерами на машине. Для осмотра машины, сверки номеров и документов в штате появится отдельная должность. Это будет сотрудник дилера, а не инспектор полиции, однако он должен пройти специальное обучение и получить соответствующую квалификацию.
Сами компании-продавцы, уполномоченные регистрировать машины, получат от ГИБДД статус специализированной организации. Их перечень должен появиться на сайте автоинспекции, но пока его там нет. Впрочем, можно не сомневаться, что все крупные официальные дилеры обзаведутся им в первую очередь, а за ними подтянутся более мелкие фирмы.
Данные автомобиля через портал госуслуг будут передаваться в ГИБДД. Там их еще раз проверят и, собственно, поставят машину на учет. СТС по-прежнему выдает автоинспекция, а для передачи непосредственно владельцу вместе с номерными знаками его заберет из подразделения сотрудник автосалона. Тариф регулируется антимонопольной службой. ФАС постановила, что услуга должна стоить не более 500 рублей. Не исключено, что в качестве бонуса дилеры станут предоставлять ее бесплатно. В конце концов, на фоне цены автомобиля сумма небольшая.
Введены два термина: государственный регистрационный номер (ГРН) и государственный регистрационный знак (ГРЗ). Первый – это сочетание букв и цифр, которое в ГИБДД присвоили машине при регистрации. Второй – сама табличка, которая вешается на автомобиль. Связано разнесение двух понятий с тем, что меняется принцип получения ГРЗ. Изначально была идея полностью устранить от этой процедуры автоинспекцию. Владелец получает на руки СТС, где указан регистрационный номер, и с ним идет в частную контору, занимающуюся изготовлением «жестянок».
На деле все оказалось не так гладко. В некоторых регионах страны количество регистраций транспорта настолько невелико, что частникам невыгодно организовывать бизнес по производству ГРЗ: закупленное оборудование не окупится. В итоге сохранится старый порядок, а параллельно станет действовать новый. Иными словам, в зависимости от региона таблички могут выдавать в ГИБДД, а могут отправлять за ними в сторонние компании.
В процедуре есть нюанс. В ГИБДД вернулись к старой практике, от которой отказались несколько лет назад. По-прежнему машину можно ставить на учет в любом подразделении на территории страны. Но теперь код региона на номерном знаке снова будет соответствовать месту регистрации хозяина машины. Если, к примеру, москвич регистрирует автомобиль в столице, он сможет выбрать, получить ли ему номера и ГИБДД или у частника. А если он делает это в любом другом регионе, в отделе автоинспекции не будет в наличии табличек с московским кодом. В этом случае придется обращаться только к аккредитованным компаниям.
Сохраняется возможность оставить номерные знаки с проданной машины в резерве до покупки следующей. Максимальный срок хранения – один год. Номера «Транзит», как и прежде, выдаются только для выезда на проданном автомобиле за пределы страны.
Еще одно новшество – запрет регистрировать транспортные средства на детей младше 16 лет. Эта лазейка в законе пользовалась популярностью много лет. Несовершеннолетних нельзя привлечь к административной ответственности, то есть приходящие от камер «письма счастья» на имя владельца автомобиля считаются недействительными, штрафы можно не платить.
С шести месяцев до одного года увеличен срок временной регистрации машины, ввезенной на территорию России из другого государства. Кроме того, прописан особый порядок регистрации прототипов и образцов новых моделей, которые тестируются на дорогах общего пользования перед сертификацией для начала продаж.
Все подробности пропишут в регламенте МВД. Но он по состоянию на конец декабря еще не готов. Никаких разъяснений о новых услугах и процедурах не получали и дилеры. Соответственно, нет ответственных за постановку на учет сотрудников и программного обеспечения. Представители автосалонов предполагают, что вступление в силу в последний момент отложат. На отладку всех процессов потребуется время. Не очень понятно в такой ситуации, зачем декларировать готовность системы, когда всем участникам схемы очевидна ее неработоспособность.