Вот почему автомобили становятся дороже, чем когда-либо
Почему постоянно дорожают автомобили: теория заговора или неизбежность?
Нет, наверное, автомобилиста, который бы не заметил, как постоянно за последние 5 лет увеличивается стоимость новых автомобилей. Естественно, многие из нас наверняка задумывались не раз о причинах подобного систематического удорожания. Но вот вопрос: периодичная корректировка ценников в автосалоне – это внутренние экономические факторы в нашей стране или все-таки долгосрочная мировая стратегия автопроизводителей? Или же это рынок, который сам регулирует цены? На этот счет есть несколько мнений. Ну а правда, как всегда, где-то посередине.
Когда вы последний раз обращали внимание на ценники в автосалоне? Знаете ли вы, что за последние годы стоимость многих новых автомобилей увеличилась на 30-40 процентов?
Известно ли вам, что средняя стоимость нового автомобиля в России в 2018 году составила 1,43 млн, что по сравнению с 2017 годом больше по средневзвешенной цене на 7,5 процента?
Чтобы понять, насколько в среднем подорожали автомобили за последние годы, необходимо вспомнить, сколько стоили автомобили несколько лет назад. Например, в 2015 году средневзвешенная стоимость новых автомобилей составляла 1,16 млн рублей. До 2014 года эта стоимость была меньше 1 млн рублей.
Естественно, эта тенденция связана в первую очередь с экономической ситуацией в стране (курс доллара, налоговая нагрузка и т. п.), с естественной инфляцией, а также рядом других факторов, не зависящих от внутреннего рынка.
Да, после обвала российской валюты в пик экономического кризиса в России большинство автопроизводителей сразу же начали повышать стоимость новых автомобилей, чтобы сохранить хоть какую-то прибыль на фоне резкого падения их продаж.
Кстати, в самом начале падения курса рубля по отношению к мировым валютам многие автомобильные компании старались не допустить резких скачков ценников. И, надо признать, им это удалось. После стабилизации курса российской валюты автобренды продолжили повышать ценники вплоть до недавнего времени, возмещая убытки, полученные при продаже автомобилей в пик кризиса.
В прошлом же году корректировка стоимости новых автомобилей в основном была связана с инфляционными рисками и закладыванием базы под повышение ставки НДС (с 1 января 2019 года).
В этом году уже ряд компаний переписали не раз ценники в автосалонах, повысив стоимость многих популярных моделей. Тут та же история: повышение НДС и естественная инфляция.
Кстати, не последнюю роль в постоянном удорожании автомобилей играют итоговые продажи, которые хоть и восстанавливались в прошлом году, все равно еще не вернулись на докризисный уровень. И то рост продаж прошлого года связан с отложенным спросом россиян, а также с введением с 2019 года новой ставки НДС. Люди просто побежали в салоны оформлять автокредиты, чтобы успеть купить автомобиль по старой цене до введения нового НДС. Также многие в прошлом году поспешили оформить автокредит в связи с тем, что с этого года вступают в силу новые, более жесткие требования банков к заемщикам. Подробнее об этом здесь.
Но, как мы отметили, не только внутренняя экономическая ситуация в нашей стране привела к постоянному подорожанию новых автомобилей. Тут, конечно, играет роль общемировая тенденция. Дело в том, что даже в стабильной экономике США в настоящий момент наблюдается удорожание новых автомобилей. Например, средняя стоимость новых автомобилей в США (по состоянию на первый квартал 2019 года) составила 33 319 долларов.
Это примерно на 1000 долларов больше, чем в аналогичном периоде 2018 года. Только вследствие этого аналитики ожидают, что продажи новых авто в США существенно сократятся.
Как вы можете подумать – а при чем тут падение продаж новых автомобилей в США и авторынок России? На самом деле авторынок США, а также авторынок Китая и многие другие мировые рынки влияют на стоимость новых автомобилей в России.
Во-первых, в мировой автопромышленности уже давно идет тенденция падания продаж легковых автомобилей. Интерес автолюбителей давно сместился в сторону кроссоверов и внедорожников. В итоге многие автомобильные компании терпят убытки от падения продаж легковых автомобилей.
В отличие от легковых машин, которые с каждым годом приносят автопроизводителям меньше прибыли (а некоторые модели уже давно стали для многих автобрендов убыточными), внедорожники и кроссоверы приносят автопроизводителям все больше денег.
Для многих автомобильных компаний кроссоверы и внедорожники уже составляют большую часть прибыли.
Автопроизводители всегда говорят, что они производят то, что хотят люди. Но они не упоминают того факта, что автопроизводители тратят миллиарды долларов для того, чтобы сказать людям, что они хотят. То есть все автомобильные компании тратят колоссальные деньги на маркетинг.
Именно от рекламы зависит, что будут хотеть автолюбители.
И, надо признать, у автомобильных компаний получилось привлечь внимание публики к кроссоверам и внедорожникам.
Правда, стоит отметить, что процесс приучения покупателей был постепенным. По мере увеличения прибыли с продаж новых кроссоверов и внедорожников прибыль реинвестировалась в дальнейшее продвижение этого класса автомобилей. Так постепенно росла популяризация внедорожников.
Но рынок кроссоверов и внедорожников, который сейчас переживает настоящий бум, сыграл злую шутку с остальными легковыми моделями автомобилей. Многие автопроизводители с самого начала заметили, что постепенное увеличение популярности кроссоверов и внедорожников напрямую влияет на продажи легковых автомобилей. То есть чем больше продается кроссоверов, тем меньше автокомпании продают легковых автомобилей.
В итоге автомир дожил до того, что, в частности, компания Ford, в прошлом году объявила о том, что откажется продавать и производить на территории США такие легендарные модели, как Fiesta, Focus, Fusion, Taurus и C-Max. На рынке, по планам компании, останется только две модели: Mustang и Focus Active.
Другие крупные автопроизводители сделали то же самое: General Motors прекратила производство Chevy Volt, Cruz, Impala, Buick LaCrosse, Cadillac XTS и Cadillac CT6 в США. Fiat Chrysler прекращает выпуск Dodge Dart и Chrysler 200.
«Я могу вам сказать прямо сейчас, что и Chrysler 200, и Dodge Dart, какими бы замечательными они ни были, были наименее финансово выгодными предприятиями, которые мы осуществляли в FCA (Fiat Chrysler) за последние восемь лет», – сказал генеральный директор Fiat Chrysler Серхио.
Так что получается – что стоимость легковых автомобилей растет в связи с падением прибыли при продажах этих машин? Отчасти да. Но почему тогда также растут ценники на кроссоверы и внедорожники, когда автомобильные компании получают на них сверхприбыль?
Тут тоже есть свое объяснение. Дело в том, что на подножку уходящего поезда рынка кроссоверов, наверное, уже запрыгнули почти все автомобильные компании. Даже компания Lamborghini недавно осмелилась выпустить свой роскошный кроссовер. Не отстают и такие бренды, как Bentley и Rolls-Royce.
Поверить, что такие эксклюзивные бренды выпустят кроссовер, еще 5 лет назад было невозможно.
В итоге на мировом рынке образовался огромный выбор кроссоверов и внедорожников. Чтобы привлечь потребителя, который постепенно смещает свой интерес в сторону этого класса автомобилей, отказываясь от легковых машин, автобрендам приходится вкладывать огромные средства в разработку новых моделей, новых технологий, новой архитектуры и т. д. На фоне потери денег на легковых автомобилях, замедления мировых продаж новых автомобилей эти вложения в развитие новых кроссоверов неизбежно приводят к постоянному увеличению стоимости новых автомобилей. Причем не только в России, но и по всему миру.
Да, многие автомобильные компании в непростое время, когда мировая экономика так пока и не смогла оправиться от последствий кризиса 2008 года, стараются экономить. Например, за счет меньших инвестиций в определенные рынки. Но рано или поздно это заканчивается плачевно. Пример вам – компания Chevrolet, которая ушла не только из России, потеряв здесь большую долю рынка, но и из Европы.
Вот недавно компания Ford объявила о закрытии автозаводов в России и уходе с рынка. И виной всему не наша экономическая ситуация. Как мы уже сказали, даже в США у Ford большие проблемы. Так что экономить на развитии кроссоверов и внедорожников в наше время очень опасно. Многие автомобильные компании в мире уже пострадали от популяризации внедорожников. Та же Mitsubishi не смогла предложить мировому рынку достаточное количество новых моделей кроссоверов. В итоге сами знаете, что произошло с ней.
Так что, скорее всего, рынок кроссоверов и внедорожников продолжит развиваться. С каждым годом все больше моделей класса SUV будет появляться на мировых авторынках. Вместе с тем количество легковых моделей будет постепенно сокращаться. Также постепенно российский рынок будет становиться все уже и уже. Не исключено, что из России уйдут еще несколько известных автобрендов. Тут, конечно, сыграет роль и благосостояние населения, которое уже несколько лет кряду ухудшается.
Единственное, чего не стоит ждать, это стабилизации стоимости новых автомобилей. Скорее всего, тенденция постоянного изменения ценников в салонах продолжится. Так что не исключено, что уже через несколько лет средняя стоимость новых автомобилей в нашей стране приблизится к 2 млн рублей.