Taycan – первый электрический Porsche в серии
Одна из самых ожидаемых премьер этого года во Франкфурте прошла формально. Taycan рассекретили за неделю до открытия моторшоу, а накануне пресс-дня выставки на главном заводе марки в Цуффенхаузене торжественно запустили производство.
Jaguar I-Pace, Audi e-tron, Mercedes EQC и готовящийся к серии BMW iX3: электрокары от премиальных брендов пока появляются только в образе кроссоверов. Заведомо беспроигрышный вариант в свете сложившейся моды! От Porsche можно было ожидать «зеленый» Cayenne. И не проблема, что его платформа создавалась под ДВС, на оригинальной основе из перечисленных выше машин пока построен только «Ягуар».
Но в Porsche выбрали свой путь, разработав с нуля легковой электрический спорткар на абсолютно новой «тележке». Не иначе, решили напомнить о гоночном духе бренда, визитной карточкой которого на протяжении десятилетий остается 911-й, хотя деньги фирме зарабатывают Cayenne и Macan.
Самая скромная версия «Тайкана» будет заднеприводной, с одним электромотором на корме. А из двухмоторных немцы начали представление с самых крутых модификаций. Названия у них «бензиновые» — Turbo и Turbo S. Илон Маск, который не может не волноваться из-за появления нового Porsche, уже подколол конкурентов за выбранные обозначения: мол, ребята, вы точно понимаете смысл слова «турбо»? Но вернемся к цифрам. Turbo и Turbo S в обычном режиме снимают с двух силовых агрегатов суммарно 625 л.с. Однако в режиме овербуста первый выдает «всего» 680 сил, а второй – 761. Посему топовый «Тайкан» набирает 100 км/ч всего за 2,8 секунды, а уже через 9,8 после старта переваливает за отметку 200.
Официальный запас хода достигает 450 километров (для Turbo, более мощный Turbo S проедет чуть меньше). Он хотя и рассчитан по приближенному к реальности циклу WLTP, в жизни будет выходить 300-350 километров. Но и это весьма прилично, если учесть скоростные характеристики машины. Максимальная скорость по электромобильной традиции искусственно ограничена. Поршевцы не стали слишком ее занижать, выставив электронный «ошейник» на 260 км/ч.
На увеличение запаса хода работает превосходная аэродинамика. Подвижные жалюзи спереди и поднимающийся спойлер на корме входят в базовое оснащение. Все днище закрыто пластиковыми панелями. Коэффициент аэродинамического сопротивления получился лучший в истории автомобилей Porsche – 0,22-0,25 в зависимости от конкретной машины и конфигурации. На этот параметр влияют, среди прочего, литые диски, которые выберет заказчик. Есть, к примеру, дорогущий вариант с карбоновыми вставками. Запас хода увеличивает, но цена – больше полумиллиона рублей!
И повороты Taycan пишет, как настоящий Porsche с бензином в крови. Геометрия посадки водителя в электромобиле такая же, как в 911-м. Но кресло расположено чуть выше: батарея под полом внесла свои коррективы. При этом центр тяжести «Тайкана» ниже, нежели и в 911-м, и в «Панамере». Дело все в той же батарее: она тяжелая, что в данном случае во благо. А весит «зеленый» седан столько же, сколько самые мощные гибридные «Панамеры» — плюс-минус 2300 килограммов. Подвеска — пневматическая на всех исполнениях.
Раз уж заговорили о посадке, пройдемся по заднему сиденью. Оно в «Тайкане» стоит отнюдь не для галочки. Вдвоем сидеть комфортно: спасибо выемкам для ног в аккумуляторном блоке, позволившим значительно понизить уровень подушки. Без них седокам было бы туго. Более того, формально сюда можно посадить и третьего человека! Хотя это уже, конечно, издевательство. Можно полностью исключить такую возможность, заказав двухместное заднее сиденье.
В Porsche, словно оправдываясь за переход от бензина к электричеству, расписывают преимущества новой силовой установки. Она откликается на нажатие газа в разы быстрее, что дарит водителю и пассажирам новые эмоции. И тягу перераспределять по осям удобнее. Развесовка, кстати, 49:51 в пользу задней оси. С передним электромотором работает одноступенчатый редуктор, с задним – двухступенчатая коробка передач. Первая скорость используется для динамичного старта, вторая – для экономичной равномерной езды.
До 90% замедления способна обеспечить система рекуперации: колодки могут служить вечно. Но модной функции управления «в одну педаль», не трогая тормоза, в Porsche делать не стали. Объяснили тем, что холодная или полностью заряженная батарея заряд не примет, машина не замедлится, как того ожидает водитель, и возможна авария. Да и клиенты, говорят, сами не хотят.
Багажников в «Тайкане» два: на 366 литров сзади и на 81 литр спереди. Передний частично занят живущим в нем зарядным кабелем. Разъемы для него есть в обоих передних крыльях, их крышки можно оснастить электроприводом. Porsche собирается расставить по Европе сеть сверхмощных электро-АЗС. Таких, что почти 100-киловаттную батарею можно будет восполнить с 5% до 80% за двадцать с небольшим минут. Причем для наиболее эффективного принятия заряда машина заранее прогреет аккумулятор до 20-30 градусов. На него дают гарантию 8 лет или 160 000 км, а расчетный срок службы составляет 15 лет.
Среди интерьерных фишек выделим три. Дефлекторы вентиляции полностью управляются электроприводами, трогать их не надо. Направление потока выбирается через сенсорный дисплей. Можно выбрать и характер обдува: концентрированный или рассеянный. Отдельный тачскрин положен правому переднему пассажиру. У него та же диагональ и тот же функционал, что у центрального. За исключением управления ездовыми настройками – ради безопасности. Наконец, полностью цифровая комбинация приборов: у нее самая большая на рынке диагональ (16,8 дюйма) и нет козырька. Говорят, и без него бликовать не будет.
В Россию «Тайканы» начнут завозить в четвертом квартале 2020 года. Можно не сомневаться, что несколько десятков машин ежегодно будут покупать (а то и больше сотни). Цены известны: от 10,6 млн рублей за Turbo и от 12,9 млн за Turbo S. Дорого! Но близкие по мощности и динамике «Панамеры» стоят столько же. Либо в Porsche сотворили революцию, либо какое-то время будут работать в убыток.