Шпаргалка для водителя: как не попасть на штраф за парковку во дворе
Со стоянкой вдоль улиц все понятно даже тем, кто знает ПДД на минимальном уровне. Все регулируется знаками и разметкой, хотя надо помнить о постоянно запретных местах: автобусных остановках, зоне в непосредственной близости от пешеходных переходов и перекрестков и т.п. А вот на прилегающих территориях и во дворах складывается ощущение, что никаких запретов не существует. Автомобилисты затыкают любое подходящее по размерам место, порой не считаясь с удобством пешеходов и других водителей. Главное – встать.
Между тем, статьи для наказания любителей парковаться абы как существуют. Действует стандартный штраф в 3000 рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга) за нарушение правил с созданием помех движению. А в узком дворе помешать кому-то – обычное дело! Зачастую водители легковушек вообще не отдают себе отчет в том, что проезд может потребоваться кому-то большому: мусоровозу, пожарной машине. Да что там: скорая помощь – и та не всегда протиснется.
Именно со скорой можно «попасть» очень серьезно. С 6 августа ужесточилась ответственность за непредоставление преимущества медикам. Мало того, что штраф в КоАП вырос с 500 до 3000-5000 рублей, так еще и в Уголовном кодексе появилась статья 124.1 «Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи». Если окажется, что из-за криво припаркованного автомобиля спецмашина не смогла проехать, вышла задержка, и пациент скончался, его владельцу будет грозить до четырех лет тюрьмы. Для пожарных эта мера не действует – только повышенный в десять раз штраф по КоАП. Хотя именно большим грузовикам службы 01 тяжелее всего протискиваться по дворам.
Мусоровозы на дорогах не обладают никакими преимуществами. Максимум, что им позволен – незначительные отступления от ПДД при работе с включенными оранжевыми маячками. Однако и их хотят защитить отдельной законодательной нормой. Правительство Московской области предлагает штрафовать за стоянку у контейнерных площадок, препятствующую вывозу мусора. В действующей версии областного КоАП предусмотрен штраф за это, но не прописано, кто должен нести ответственность, из-за чего применять статью на практике не выходит.
Статью хотят переписать в следующей редакции: «Осуществление собственниками транспортных средств действий (бездействие), препятствующих подъезду специализированных машин к площадкам с контейнерами или бункерами для сбора твердых коммунальных отходов». Штраф предлагается немаленький: от 3000 до 5000 рублей для частных лиц, 5000 – 10 000 рублей для должностных и 5000 – 30 000 рублей для юридических.
Пока это всего лишь идея, причем для одного конкретного региона. Но если она будет принята, примеру наверняка последуют и другие субъекты федерации. Впрочем, шансов на одобрение нормы немного.
Есть во дворах и места для инвалидов. Закон требует, чтобы на каждой парковке таких было не меньше 10%. Санкция – 5000-ный штраф и эвакуация автомобиля на штрафстоянку. Правда, есть важный нюанс: парковочное место должно быть правильно отмечено. Необходим соответствующий дорожный знак, а вот один только полустертый знак «Инвалид» на асфальте достаточным не считается. И все же напомним, что занимать машиноместо, предназначенное для людей с ограниченными возможностями (пусть даже оно и не размечено в строгом соответствии с ГОСТом), — самое последнее дело.
Дороже всего парковаться на газоне. Для частных лиц штраф составляет 5000 рублей, а вот для юридических – 300 000 рублей. Кто и зачем придумал и утвердил столь несуразно огромную сумму, загадка. И тем не менее, эти санкции применяются. Парадокс в том, что в российском законодательстве не прописана разница между культурным газоном и обочиной дороги. Последняя может тоже быть покрыта травой, но стоять на ней ПДД не запрещают.
Впрочем, все перечисленные выше кары находят своих адресатов достаточно редко. Во дворах правила стоянки фактически не контролируются. Нет ни автоматических камер, ни парконов, ни пеших инспекторов. Даже мобильное приложение «Помощник Москвы», не первый год портящее кровь столичным водителям, здесь бессильно. Дело в том, что нарушениями на дворовой территории должны заниматься местные участковые и органы ЖКХ. У которых, понятное дело, сил и ресурсов на это попросту нет.
Так что парковочный беспредел вне улично-дорожной сети на сегодняшний день фактически остается без надзора. Есть статьи, есть контролирующие органы, а вот контроля нет. Так и живем. Хотя, возможно, в условиях тотальной нехватки парковок отсутствие неотвратимости наказания кто-то назовет справедливым.