Пять секунд до штрафа: чем грозит остановка на «вафельной» разметке
Летом 2015 года на трех московских перекрестках появилась необычная разметка, которую тут же окрестили «вафельницей». Она представляет собой диагонально нанесенные линии желтого цвета и обозначает границу перекрестка. Для водителей и камер фиксации нарушений это та зона, которая всегда должна оставаться свободной, машины должны проезжать ее без остановки.
В течение нескольких лет эксперимент проходил в нескольких городах России, не только в столице. По его итогам «вафельницу» прописали в ПДД за номером 1.26. Теперь ее разрешено рисовать по всей стране. Но первой, как это случается почти всегда, стала Москвы. На сегодняшний день, по данным Департамента транспорта Москвы, новая разметка нанесена по 103 адресам, которые считаются наиболее проблемными. С 1 марта над перекрестками с «вафлями» постепенно начали включать камеры фиксации нарушений.
Основное предназначение новых линий – предупреждать появление заторов. Каждый водитель знаком с ситуацией, когда загорается разрешающий сигнал светофора, но возможности проехать перекресток попросту нет, ведь поперек стоят машины. Остановка в пределах пересечения дорог всегда была запрещена Правилами, но многие водители игнорируют это требование. А инспекторов ГИБДД попросту не хватает для контроля за всеми нарушителями.
Теперь же за выезд на пересечение дорог при образовавшемся за ним затором начали наказывать рублем. Причем наиболее эффективным способом – с помощью автоматизированных камер. Штраф по ст. 12.13.1 КоАП России составляет 1000 рублей.
Для запуска автоматического контроля слегка подправили ПДД. Отныне в статье 13.2 главы о правилах проезда перекрестков упомянута «вафельная» разметка. В документе говорится: «Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими правилами».
Важная ремарка: в ЦОДД говорят, что штраф автомобилисту придет, если его машина остановилась в границах перекрестка более чем на пять секунд. Иными словами, выезжать на пересечение дорог можно только в том случае, если водитель уверен, что проедет его без остановок. Из этого следует, что получить «письмо счастья» можно будет даже в том случае, если автомобиль простоит на разметке больше пяти секунд на свой зеленый свет и на зеленый же успеет покинуть перекресток. Как будет на самом деле, покажут первые постановления.
Учитывая сложный характер нарушения, потребовалось продумать, как фотографиями в «письме счастья» доказать факт проступка. В ЦОДД пояснили, что документ состоит из шести фотографий с указанием даты, времени и адреса фиксации. На четырех снимках будет зафиксирован сам нарушитель с нарисованной траекторией движения (включая увеличенный кадр с госномером), а также обзорный кадр перекрестка с автомобилем, для которого создавалась помеха, и изображение работы светофора. На случай, если водитель захочет обжаловать наказание, при разборе ситуации ему обещают показать видеоролик нарушения, который – в теории – снимет все вопросы.
«И утром, и вечером наблюдается одна и та же проблема: некоторые водители игнорируют правила дорожного движения и выезжают на перекресток, хотя машины впереди просто стоят. Таким образом, когда другому направлению загорается зеленый, им просто некуда ехать. Разметка была нанесена больше года назад, поэтому водители уже должны были привыкнуть к ней. Мы рассчитываем, что администрирование этого вида нарушения должно дисциплинировать водителей. К тому же сотрудников ГИБДД стало существенно меньше на дорогах, поэтому без видеоконтроля не обойтись в Москве. Наши специалисты будут внимательно следить за каждым перекрестком и качеством администрирования», — заявили в Центре организации дорожного движения.
По прикидкам ведомства, на самых проблемных перекрестках скорость в вечерний час пик благодаря «вафельнице» может увеличиться на 15%, в утренний – на фантастические 80%.
Чтобы избежать штрафа в ЦОДД советуют не выезжать на разметку, пока за перекрестком не будет достаточно места для автомобиля. Эта же норма всегда содержалась и в ПДД, так что, по большому счету, изменений никаких не произошло. Другое дело, что в Москве нередко случаются транспортные коллапсы с 10-баллными пробками. В такой ситуации многие перекрестки становится невозможно миновать без нарушений. Выходит их проезд станет «платным»? Или в столичном Дептрансе всерьез уверовали, что победили дорожные проблемы мегаполиса? Сомневаемся. И местами благая идея, как всегда, превратится в инструмент дополнительного сбора денег в бюджет.
Кстати, пятисекундным «штрафным» интервалом новые комплексы заткнули за пояс грозные «Стрит Фальконы», выписывающими штраф на 11-й секунде неправильной парковки. А еще в этом году в столице появится до 200 камер, фиксирующих непропуск пешеходов на «зебрах».