Статьи

Народный контроль: штраф сможет «выписать» любой россиянин

Государству нужно все больше денег, и в России придумали, как сделать так, чтобы их приносили обычные граждане. Но не путем оплаты налогов, пошлин, сборов и штрафов, а… с удовольствием. Все оказалось просто: нужно дать человеку возможность сделать так, чтобы заплатил в казну другой. И неважно, кто это будет – сосед или абсолютно незнакомый человек.

Идея вылилась в создание мобильных приложений для выявления нарушителей Правил дорожного движения. Активные горожане жалуются на автомобилистов, а те платят штрафы «по фотографиям». В качестве поощрения «народные автоинспекторы» получают небольшие бонусы, которые можно монетизировать. В России уже работают две мобильные платформы – «Помощник Москвы» в столице и «Народный инспектор» в Казани. Однако в планах у властей создать единый сервис.

Соответствующий законопроект Госдума недавно приняла в первом чтении. Пока его можно назвать «рамочным»: конкретные решения и инструменты будут выработаны ко второму-третьему чтениям. Однако общая концепция понятна, и ее стоит обсудить.

Документ предполагает привлечение граждан к надзору за нарушениями пунктов 12.10 – 12.19 КоАП России. Это нарушение правил маневрирования, расположения транспортного средства на проезжей части, встречного разъезда, требований дорожных знаков и разметки, проезда перекрестков и железнодорожных путей, парковки, проезда на красный, а также непредоставление преимущества пешеходам и другим участникам дорожного движения. Короче говоря, в поле зрения мобильного приложения попадут все наиболее популярные виды водительских проступков. За исключением превышения скорости: его должны контролировать специальные приборы.

Народный контроль: штраф сможет «выписать» любой россиянин

Чтобы народный контроль заработал, предполагается ввести упрощенный порядок рассмотрения материалов и вынесения постановления. Автоинспекция и сейчас получает немало материалов от активных граждан, снятых на фото и видео. Но даже если на них нарушение видно во всей красе, сразу составить протокол нельзя. Гаишник сначала должен вызвать заявителя, чтобы он подтвердил присланную информацию (а львиная доля сигналов приходит через интернет) в письменной форме. Затем необходимо вызвать собственника автомобиля. А если он скажет, что за рулем в момент нарушения был не он, то и самого водителя. И на все процедуры у инспектора есть всего два месяца. Таков срок давности для привлечения по «штрафной» административной статье.

По новым правилам, как хотят депутаты, будет достаточно фото- и видеоматериалов. Отсмотрев их, сотрудник ДПС сразу же вынесет вердикт. Для этого и нужно создать специальную программу. Ее использование будет гарантировать, что снимки и ролики не являются результатом «фотошопа», а действительно сняты в указанное время в указанном месте. Для этого в приложении будет предусмотрена защита от корректировки записей. Не потребуется и подпись заявителя. Человек изначально будет зарегистрирован в системе. Например, с помощью индивидуальной цифровой подписи или через портал госуслуг. То есть инспектор будет сразу понимать, от кого конкретно поступило заявление.

Читать так же:
Может ли страховая уменьшить выплату из-за тонировки стекол: важное решение Верховного суда

Предполагается, что на создание мобильного приложения придется потратить 2,7 миллиарда рублей налогоплательщиков, а по времени весь процесс займет три года. И это от того момента, как законопроект подпишет президент, и профильные ведомства начнут обсуждать детали реализации. Пока же никакой конкретики. Очевидно, что программа должна работать на платформах Android и iOS, дабы стать по-настоящему популярной у пользователей.

Народный контроль: штраф сможет «выписать» любой россиянин

Раз речь идет о приложении для смартфонов, в основном, очевидно, будут фиксироваться нарушения у стоящих автомобилей. Сложно себе представить, что кто-то будет ходить по улицам с постоянно включенной программой, нацелив объектив камеры на проезжую часть. Возможен и другой путь. У миллионов российских водителей на ветровом стекле висит видеорегистратор. Если снабдить его аналогичным программным обеспечением, записи с него тоже можно будет отсылать в ГИБДД. Пока подобных решений для «видиков» не предлагается, но ведь и законопроект еще не принят. А за отведенные три года индустрия сумеет предложить подходящие варианты. Так что, возможно, нас ждет переворот в сфере автомобильных гаджетов.

Вложенные деньги, понятное дело, хотят отбить «штрафными» поступлениями. И не надо думать, что это займет много времени. Пропаганда быстро научит обывателей, что «стучать» — это хорошо. И потоком польются сигналы о нарушителях. Что досаднее всего, страдать будут все подряд, даже те, чьи нарушения не несут никакой реальной опасности, чисто формальны или того хуже – вынужденные (в силу погодных условий или плохой организации дорожного движения). Да и штрафы в России уже немаленькие. Например, стоянка на газоне для машины, зарегистрированной на частное лицо, обойдется в 5000 рублей. А если она стоит на учете на фирме – несуразные и зачастую неподъемные 300 000 рублей!

Как станут поощрять пользователей «народного контроля», пока тоже неизвестно. Скорее всего, как и сейчас, они будут получать виртуальные баллы, которые можно обменять на билеты в музеи, сувениры, рубли для пополнения парковочного счета или карты «Тройка» для проезда в общественном транспорте и другие мелочи. В том, что штрафов таким способом будет выписываться на миллионы рублей в год, сомневаться не приходится.

Источник

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»